Я тоже об этом думаю… (Вячеслав Дюденко, отец троих детей)
Все настоящие мамы и папы всегда переживают за то, кем станет во взрослой жизни их ребенок. Когда наступает время определяться, у многих детей и родителей очень сильно возрастает чувство растерянности и тревоги. Немало родителей с полной уверенностью считают, что, имея намного больший жизненный опыт, они лучше знают, каким путем должен пойти их потомок, чтобы добиться успеха в жизни. Но, при всем уважении к родительской самоотверженности и заботе, многие матери и отцы не всегда отдают себе отчет в том, что при этом их логика и доводы опираются на не совсем актуальные общественные стереотипы. Еще с незапамятных советских социалистических времен, нынешним поколениям по наследству передается, как бы непререкаемое мнение, что счастье в жизни может обеспечить только наличие высшего образования. Вероятно, слово «высшее» действует на многих, как магическая установка, когда все другие варианты освоения знаний, опыта и навыков, накопленные человечеством, воспринимаются как что-то «низшее».
Любой из нас может сегодня, особо не напрягаясь, привести примеры того, как многие «одипломированные» высшим образованием знакомые, никакого счастья в жизни не обрели. При этом родители нынешних абитуриентов успокаивают себя мыслью, что те знакомые просто не то заканчивали, а мы с нашим ребенком закончим именно то…
Так из года в год, новые и новые семьи играют в лотерею, когда абсолютно не знают, кем и где после окончания какого-то ВУЗа будет работать их ребенок. А будет ли он работать вообще?..
Время от времени, журналисты различных печатных изданий и телеведущие общественно-политических программ поднимают вопрос о том, что сотни тысяч молодых людей, имея дипломы «вышек», не могут трудоустроиться. Немногих «счастливчиков» из них, если и берут на работу, то нередко они трудятся абсолютно не по специальности, а бывает и на должностях, где функциональными обязанностями наличие высшего образования вообще не предусмотрено. Это то «счастье», о котором мечтали их родители?
Можно еще отдельно рассмотреть вопрос молодых девушек, когда их матери и отцы считают вопрос высшего образования у дочери, как неотъемлемый атрибут предсвадебной подготовки. Мол, когда будет учиться, попадет в общество таких же «высшей категории» парней, а будущий жених, при наличии диплома, не будет ни на секунду сомневаться, что берет в жены умную… Но со статистикой разводов не поспоришь, когда целые армии женщин в одиночку воспитывают детей, имея при этом дипломы жен «высшего образования». При этом, их родители уже как-то слабо надеются, что именно диплом будет основной гарантией будущей счастливой личной жизни собственной дочери.
В нашей стране живут миллионы обманутых или самообманутых людей по тем или иным причинам. Но вопрос невостребованного высшего образования является результатом ошибки не только отдельно взятой личности. Дело в том, что по очень многим направлениям экономики, уже давно не требуется подготовка специалистов с высшим образованием. Попросту говоря, уже давно наступил «перебор». Но при этом, ВУЗы продолжают ударно выдавать «на гора» все новые и новые тысячи выпускников. Зачем и для чего? А потому что им «кушать» хочется… И если коллективы ВУЗов, по-человечески, понять можно, то мотивацию многих родителей, экспериментирующих пятью годами жизни своих детей, и, как следствие, их дальнейшей неопределенностью и дезориентацией в жизни, понять нелегко. Фраза «так принято», чашу весов с судьбой своего родного ребенка, как-то не уравновешивает.
Несколько лет назад в Германии была принята государственная Программа, которой предусмотрено сокращение факультетов в ВУЗах и значительное увеличение бюджетного финансирования для возрождения ремесленничества. Бундестаг официально признал и обнародовал ситуацию в экономике Германии, когда страна имеет колоссальные проблемы с неоправданно большим колличеством дипломированных безработных и, в то же время, ощущает огромный дефицит квалифицированных рабочих – настоящих мастеров, которые могут производить уникальную качественную продукцию для потребностей населения. Программой предусмотрено привлечение молодежи для обучения различным ремесленным профессиям. При этом бюджетное финансирование направляется не только в государственные учебные заведения, но и в частные. Мало того, Программой предусматривается и переквалификация тех, кто имеет невостребованное высшее образование. Эта ситуация ничего нам с Вами не напоминает? Рано или поздно, но такую же программу, как в Германии, вне всяких сомнений, примет и наша Рада и Кабмин. Потому что, чем разрабатывать программы по ежегодному субсидированию (за счет бюджета) миллионов высокообразованных безработных, как пенсионеров, конечно же, лучше дать им более реальное образование в виде, проверенных жизнью, уникальных, творческих и, что немаловажно, доходных профессий.
Но до принятия в будущем подобной государственной Программы, уже сейчас можно констатировать, приблизительно, десятилетнюю тенденцию, когда немало разочарованных выпускников различных ВУЗов сами (не ожидая каких-либо программ) приходят обучаться, чтобы стать высококвалифицированными мастерами в конкретно обозначенных стабильных и понятных сферах деятельности человека. Эту тенденцию мы четко просматриваем от набора к набору учеников на начальный курс и в нашей школе профессионального мастерства парикмахеров «Дюденко Киев». В каждой группе мы имеем учащихся, которые приходят к нам уже с дипломами «вышек», а то и с двумя… Некоторые из них успели поработать после окончания ВУЗа, а многие и не собирались. Причем, это не только девушки, а и вполне независимые, серьезные парни. Все они, придя к нам, сделали свой выбор осознанно и самостоятельно. Все, без исключения, после окончания школы, прекрасно работают в салонах,- кто год, кто два, кто семь, кто десять… Они получают огромное удовольствие от профессии, обеспечивают себя и свои семьи, растят детей, прекрасно выглядят и абсолютно не жалеют о том, что сделали такой решительный, смелый и судьбоносный поворот в своей жизни.
А что же родители? Подавляющее большинство, переобученных в нашей школе магистров, бакалавров, специалистов и других младших (и не очень младших) научных сотрудников, в один голос на предварительных собеседованиях сожалели, что, в свое время, не проявили характер и пошли «на поводу» у родителей, когда поступали как в сказке, по принципу «иди туда – не знаю куда; найди то – не знаю что». Один наш ученик, крепкий и красивый парень так вспоминал итог своего высшего образования: «Я принес домой после окончания университета диплом юриста, положил его перед матерью на стол и сказал, что теперь займусь тем, чем хочется и нравится заниматься именно мне. А этот диплом, если он был ей так нужен, она может с гордостью показывать соседям, знакомым и родственникам – он теперь ее»…
Так в чем же заключается наша истинная родительская любовь к своему ребенку, когда игнорируя его собственное, пусть слабое и неокрепшее, но личное мнение и желание, - мы насильно «образовываем» его в угоду одобрительному мнению соседей, знакомых и родственников? Да, в 17 лет любому молодому индивидууму сложно оценить свой потенциал при выборе дальнейшего жизненного пути – сковывают комплексы, сомнения, страх и неопытность. Но, может, именно родительская любовь должна поддерживать веру в себя у несмелых юношей и девушек, вместо того, чтобы эту веру окончательно унизить бесправием выбора? Мы огорчаемся, когда у наших детей, в их взрослой жизни, не складывается успешная трудовая карьера и личная семейная идиллия. Но при этом абсолютно забываем о том, что они просто не научились за себя что-либо решать. Мы, взрослые, отнимаем у них право принятия самостоятельных решений. После нас за них все решают какие–то чужие дяди и тети, а они, как и привыкли, безропотно принимают свою участь. Может, есть смысл все-таки прислушиваться к мнению наших детей, если мы хотим видеть их счастливыми? Наверное, всем нам, родителям, есть о чем задуматься? |