Вячеслав Дюденко

Вячеслав Дюденко:

«Многие считают себя чемпионами мира

у себя в салоне»

С Вячеславом Дюденко мы встретились в его школе, в "розовом" кабинете, где обычно слушают мастер-класс студенты. Мы говорили об актуальном настоящем и волнующем будущем, о значимости парикмахера в истории и судьбах людей.

Человек, которому открыты двери в любой мировой столице моды, дважды ставший Чемпионом Украины по парикмахерскому искусству, создатель более 500 моделей причесок, автор книги «Высокая миссия. Профессия избранных», владелец сети салонов D2, собравший десятки наград и дипломов по всему миру за 30 лет творческой деятельности, - и это лишь малая доля из списка заслуг Вячеслава Дюденко - признанного гения, опережающего время.

BIGUDI: В своей книге «Высокая миссия. Профессия избранных» Вы пишите, что парикмахер «инфицирует общество стремлением к красоте». А какую роль в нашей жизни играет красота?

Вячеслав Дюденко: Любой, кто занимается красотой, каждый созидающий человек видит все по-своему и создает свой элемент красоты. Наш материал – волосы. Кто-то имеет дело с тканями, кто-то кладет кирпичи, а кто-то еще занимается флористикой. И любой творец, который связан с красотой, обладает огромной силой и влиянием на умы в общем.

Я не идеализирую сегодняшний день и нынешнего парикмахера, мол, он обладает всеми теми качествами, которые описаны в книге. Речь идет о том, что есть определенная установка на то, что нас может ожидать впереди и к чему парикмахерам надо стремиться. В определенной степени мы серьезные психологи и от того, как мы заряжаем энергией клиента в момент обслуживания, зависит то, какое настроение они принесут своим родственникам, друзьям, сослуживцам и т.д. У парикмахера в руках большая сила. Он может влиять на цепную реакцию событий, которая начинается с клиента и может закончиться где угодно и кем угодно. К сожалению мало тех мастеров, которые это понимают. Многие нашу профессию воспринимают как список освоенных прикладных манипуляций.

В: Парикмахеры себя недооценивают?

В. Д.: Большинство просто не ставит себе цели и задачи отнестись к своей профессии как к чему-то более значительному. Конечно, многие идут совсем за другим: за деньгами и реализацией собственного тщеславия, которое живет не долго и превращает их в среднестатистических парикмахеров. Ведь, чтобы быть лидером необходимо брать на себя ответственность, что не многие хотят делать.

К тому же, за долгие годы в нашем обществе сложилось мнение, что на парикмахера идут учиться только те, кто не поступил в институт. Мол, такое себе пристанище неудачников. Сегодня этого уже не должно быть, потому как психология человека меняется. К примеру, молодые люди, окончившие школу с хорошими результатами, осознанно приходят в нашу школу. Учиться приходят и люди уже имеющие высшее образование. Барьером, зачастую, является поколение советской закалки, которое пытается реализовать себя с помощью своих детей и навязывает им то, что в результате их дети бросают. Наши люди еще не до конца понимают, что «корочка» уже не играет особой роли. Сегодня парикмахеры должны пересмотреть собственную значимость для людей. Приятно осознавать, что этот процесс уже начался. Например, женщин работающих в нашей профессии сейчас редко называют «парикмахерша» - уважающий себя человек называет её мастером.

В: Как Вы считаете, какое будущее ждет парикмахера, который не придает особого значения своей профессии?

В.Д.: Его ждет вчерашнее будущее. Он живет былыми догмами, стереотипами, не собирается ничего совершенствовать, не хочет создавать из себя тип нового человека. Его ждет простая истина: новое поколение его подвинет и он останется позади. Я смотрю на выпускников своей школы и вижу уже совсем другое мышление и отношение к их работе, к салону и клиенту. Существует и еще одна неприятная проблема – часто психологию парикмахеру диктуют владельцы салонов, в чьих руках бизнес, а не понимание этого дела. К сожалению, большая часть салонов принадлежит не парикмахерам, а предпринимателям. И эти бизнесмены и бизнесвумен диктуют, как должен вести себя мастер. Их отношение строится на принципе «Клиент бог и царь, а вы никто». Мастеров таких салонов заставляют быть послушными и выполнять все прихоти клиентов. Но не станет человек стилистом, если не будет инициатором. А как может быть инициатором униженный парикмахер? Есть адекватные бизнесмены-не-парикмахеры, но их единицы.

В: Подобные салоны имеют успех?

В.Д.: Они живут два-три года и закрываются. На самом деле статистика не очень хорошая. Представьте, если салон существующий пять лет считается долгожителем – это вряд ли можно назвать успехом.

В: Какие проблемы существуют в психологии современного парикмахера?

В.Д.: В нашей профессии часто так складывается, что люди взращивают в себе очень болезненное самолюбие и при этом не слишком напрягаются, чтобы что-либо делать. Некоторые выступают на конкурсе один раз, занимают определенное место или берут гран-при и пропадают безвести – оседают в салоне и считают, что одной победы достаточно. Свой уровень парикмахер должен доказывать из года в год. Большинство считают себя чемпионами мира у себя в салоне.

В: Насколько важно для парикмахера участие в выставках, показах, мастер-классах?

В.Д.: Это позиционирование для профессии, а не для клиентов. Если хочешь продвигать индустрию красоты вперед, необходимо заниматься и учебными программами, и публичными выступлениями, и продвигать моду. Как может быть стилист модным, если его спрашивают о том, какие прически являются трендовыми, и он отвечает «Сейчас модно все»? Это абсолютная некомпетентность. Мы можем наблюдать множество пустышек и профанации. Необходимо пересмотреть понятие «стилист». Многие думают, что стилист – это сдвинутый эпатажник. По моей версии, стилист должен думать, как создать стиль своему клиенту, чтобы он стал современным, модным и успешным человеком. И это не только стрижка, подсмотренная в каком-то журнале. Это и стиль поведения, и одежда, и манера общения – полный образ человека.

В: Случись так, что под рукой у Вас оказался только садовый секатор. Смогли бы Вы применить его для стрижки?

В.Д.: Наверное, будете смеяться, но недавно на съемку одного журнала привезли два секатора и девушку с длинными волосами. Ей подбрасывали волосы и я, на лету, якобы стриг её. Вот такое совпадение. (Смеется). А вообще использовать секатор смог бы. Мне все равно, чем стричь, лишь бы инструмент был острым и применимым. У нас когда-то был мастер-класс в стиле милитари, назывался «Стильный динамит», и там я взял опасную трофейную немецкую бритву времен Великой Отечественной войны и стриг девушку на сцене.

В: У Вас есть любимая эпоха в истории парикмахерского искусства?

В.Д.: Это, наверное, эпоха Ренессанса и 60-е годы ХХ века, как время всеобщего взрыва - человек полетел в космос, после чего было создано очень многое: новые ткани, архитектура, цвета, формы, прически и т.д. Это две глобальные эпохи. А в целом каждая эпоха по-своему прекрасна.

В: Как защитить индивидуальность от массовой культуры?

В.Д.: Защищать себя или нет, это выбор самого индивида. Многие таланты становятся никем, только потому, что не выиграли борьбу с обществом. С другой стороны, общество имеет свои традиции, стереотипы и если ты личность и предлагаешь что-то новое и необычное, значит, общество должно тебя проверить. Слабый человек в этом противостоянии не может воплотить стоящую идею, потому как сам в эту идею не до конца верит. Борьба с обществом проверяет индивида на прочность его мысли. Но для этого человек должен остаться один на один с обществом, потому что революционером в толпе может быть каждый.

В: Какую роль играет мужчина в индустрии красоты?

В.Д.: Я сейчас собираю материал, чтобы рассмотреть значение мужчины в плане отношения к красоте. Считаю это серьезной темой. В нашу профессиюидет не так много мужчин. До сих пор они думают, что их как-то не так будут называть. Есть много очень талантливых мужчин, но из-за сомнений или общественных предубеждений они отказываются заниматься тем, что их привлекает. Клиентов мужчин, пользующихся услугами салона сегодня довольно много, и это стало нормой. Мы уже имеем отдельный мужской fashion-телеканал. Это говорит о том, что многие уже осознали значимость мужчины в мире моды и красоты. Достаточно тех, кто работает только на мужчин. Это целая индустрия и это будущее.

В: Значит, есть новая тема, и мы можем ожидать Вашу новую книгу?

В.Д.: Я никогда не ставлю себе конкретные сроки. Тем более, чувствую, что плод «зеленоватый» и нужно подумать, подождать. Когда пойму что мысли созрели, тогда и пойдет речь о книге.

В: Какие современные проблемы волнуют Вас прежде всего?

В.Д.: Проблемы всегда были и есть. Меня скорее волнует то, как реализовать больше творческих проектов. Хотя, в нашей профессии есть одна проблема – смена поколений. Эта смена не продвигает индустрию вперед, потому что парикмахеры быстро останавливаются на достигнутом, оседают безвести в салонах, довольствуясь только деньгами и материальными благами. Они упираются в «потолок самодостаточности» и их развитие идет «вширь» - больше мебели, больше домов и дач и т.д.

В: Что для Вас есть величие?

В.Д.: Величие – это память – когда человека уже не стало, но на него ссылаются. Великим человек становится тогда, когда дает что-то будущим поколениям. Но меня пугает, что наша история практически состоит из войн. У нас знают больше людей-разрушителей, чем созидателей. Это патология человечества.

В: Как изменить мир к лучшему?

В.Д.: Личным примером созидателей и творцов. Многие боготворят зло и криминал. Простой пример: в магазинах игрушек больший успех имеют негативные экшнмены, а не добрые герои. На это человечество должно обратить внимание. И, думаю, что если человек хочет сделать мир лучше, он должен для начала созидать себя.

В: Что Вы можете пожелать нашим читателям?

В.Д.: Хочу пожелать оптимизма. Сегодня это очень важно.

С Вячеславом Дюденко общался Алексей Мироничев