Начальное обучение: путевка в жизнь

НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПУТЕВКА В ЖИЗНЬ ИЛИ "ДИПЛОМ-ОБЛОМ"

Профессор международной Академии компьютерных наук и систем по научно-прикладному направлению «Культура и искусство в области высоких технологий моделирования имидж-дизайна» Председатель правления КССК Владелец сети салонов «D2» Фешн-директор  школы  «Дюденко Киев»

В Украине только самые ленивые девочки не записались в модельные агентства. При этом на подиумах, глянцевых обложках, бигбордах и в рекламных роликах мы видим плюс-минус одни и те же лица.

Записаться в модели и работать мо-делями, оказывается, не одно и то же. Тысячи претенденток заканчивают модельные школы, числятся в «базе данных», стоят в очередях на кастин-гах, годами ждут своего «звездного часа», а никаких сказочных перевоп-лощений с ними не происходит. Реаль-но этим бизнесом зарабатывают себе на жизнь единицы. Подавляющее же большинство относится к этой своей деятельности как к хобби. Или, что чаще наблюдается, как к имиджевой предсвадебной подготовке — «набить себе цену» перед замужеством. Нынешние родители подрастающего поколения мыслят, как им кажется, прагматично и рассудительно. Вос-питанные в лучших советских тради-циях, они свято верят в магическую силу «корочки». Для них неважно, что «за окном» уже капитализм с его кон-куренцией, свободным рынком труда и безработицей. Они по-прежнему правдами-неправдами пытаются «всунуть свою дытынку» хоть в какой-нибудь ВУЗ. Благодаря их «самоот-верженности» Украина снова, как и бывший Советский Союз, занимает одно из лидирующих мест в мире по специалистам с высшим образова-нием. ВУЗы «сыты», а родители счас-тливы, что реализуют на детях свои амбиции.

Вряд ли кто-то мог предположить, насколько сильны традиции социа-листического воспитания. Как и прежде, миллионы высокообразованных выпускников работают не по специ-альности, если вообще работают! Вероятно, в этом и заключается наше национальное «экономическое чудо».      

Благодаря самоотверженному энту-зиазму лидеров парикмахерского искусства и вливанию в индустрию красоты немалого количества инвес-тиций наша профессия за последние лет десять стала очень престижной и востребованной. Красивые салоны с диковинными и амбициозными назва-ниями растут, как грибы после дождя. Тысячи роскошных рабочих мест пред-лагаются на рынке труда. В воздухе запахло коньюктурой — ажиотажным спросом на специалистов в салоны красоты. Курсы  парикмахеров стали открываться, где только можно, и на парикмахеров стали учить все, кто ни попадя. Увидев такой «лакомый кусок», не смогли удержаться от соблазна и государственные учебные заведения, даже те, которые до этого на парикмахеров никогда не учили. Так, у цирюльников Украины появились свои колледжи, академии, институты и университеты. Звучные аббревиатуры, такие как «парикмахер-стилист», «дизайнер причесок», «имиджмейкер», «топ-мастер», «менеджер индустрии красоты» и прочие, были «выброшены» на рынок образования и вскружили головы тысячам наивных... Зомбированные советскими традициями родители восприняли как божье провидение возможность получить их чадами не просто престижную профессию, но и диплом государственного образца с трезубом и голограммой, высшее образование, степень младшего специалиста, бакалавра или, да чего уж там мелочиться, магистра. Сегодняшние «постсовковые» украинские родители все еще, как я уже ранее заметил, свято верят в «корочку».

Верят в то, что вооружившись «правильными» бумажками, где вписаны «правильные» специальности, их юные «турбо-супер-реактивные стилисты» будут ногой открывать двери любого самого дорогого и эксклюзивного салона. Но вот уже который год у подавляющего большинства все новых и новых поколений выпускников различных парикмахер-ских факультетов «сбыча мечт» почему-то не происходит. Дошло уже до того, что дипломы некоторых, вроде как бы очень Высших, учебных заведений являются гарантией того, что их обладателей не пускают за порог даже обыч-ных парикмахерских, не говоря уже о салонах. Сегодня уже тысячи высокообразованных парикмахеров вместе с армией нетрудоустроенных юристов и экономистов улучшают показатели статистики по росту количества специалистов с высшим образованием в нашей стране. Если предположить, что в связи с бурно развивающимся сервисом автомобильных услуг откроются факультеты по специальностям «парковщик высокоточного паркования», «оператор сверхнежной эвакуации», «механик элитных СТО», «мойщик-стилист», «тюнинговаль-щик-визажист», «дизайнер креативного шиномонтажа», то Украина наверняка станет чемпионом мира по «одип-ломированию» высшим образованием всех социальных слоев населения. Недалек тот час, когда особо актуальным будет открытие факультетов универсальной специальности «безработный коньюктурных профессий», и тогда не останется ни одного трудоспособного гражданина страны без диплома.

В Европейском кадастре профессий, да и во всем мире, высшее образование в сфере парикмахерских услуг не предусматривается. То есть нигде на планете Земля не учат на парикмахеров с выдачей дипломов о высшем образовании. Наряду с салом, шароварами, варениками, гопаком и прочими, как считается, исконно национальными атрибутами, разговоры о высшем образовании для парикмахеров являются чисто украинским национальным достижением. То есть если во Франции, Германии, Англии, США и прочих странах, украинец при устройстве парикмахером в салон покажет диплом о высшем образовании, его будут рассматривать, как пришельца с другой планеты. Имея опыт работы и начальный капитал, парикмахер любой мало-мальски цивилизованной страны может открыть свое дело и развить его до масштабов огромной сети салонов. Ему не нужно быть «менеджером индустрии красоты» или каким-либо иным менеджером. Кодекс законов о труде (КЗОТ) в Украине также не предусматривает высшего образования для парикмахеров. В нем перечислены три рабочие профессии — парикмахер, парикмахер первого класса и парикмахер-модельер. Поэтому «менеджеры индустрии красоты» готовятся, вероятно, для работы на Марсе. Видимо, когда Украина построит свои колонии на этой планете, тогда, возможно, и будут востребованы эти специалисты.

Ну а пока в подавляющем большинстве университетов, институтов, академий и колледжей именно узкопрофиль-ная подготовка парикмахеров находится на позавчераш-нем уровне. Почему? Да потому, что мастерство в этих «храмах просвещения» преподают бывшие преподаватели обычных советских ПТУ. Это в лучшем случае. Нередко же технологии, стилистику, моделирование преподают люди, которые никогда вообще не работали не только в салонах, но и в обычных парикмахерских. А чему может научить преподаватель, который работал в салоне 20 лет назад? Ведь он не имеет ни малейшего представле-ния о современном оборудовании, инструментах, препа-ратах, техниках и, что самое главное — он абсолютно не знает, какие клиенты сейчас приходят в салоны. Хочется спросить всех учеников «правильных» учебных заведений: «Скажите мне, пожалуйста, те преподаватели, кото-рые преподают вам модную стилистику, сами выглядят как стилисты? Если нет, то чего вы от них ожидаете?» Во многих, даже платных, учебных заведениях, я уже молчу о государственных, преподаватели профмастерства получают ну очень уж скромные гонорары, поэтому, увы, в педагоги очень часто идут парикмахеры-неудачники.  

Трудно поверить наставнику, который говорит ученикам, что научит их стричь за 100 долларов, когда сам всю жизнь стриг за 10...

В большинстве парикмахерских «бурситетов» напрочь отсутствует материально-техническая база, нет современных препаратов, оборудования, инструментов, наглядных пособий и учебных салонов. В некоторых, наоборот, «пускают пыль в глаза» хорошим ремонтом, проекционным и учебным оборудованием; папками с картинками, сумочками, маечками и пеньюарами с логотипом. Думаю, для имиджа профессии все это необходимо. Но учебные программы перегружены огромным количеством часов на малозначимые предметы, и мизер времени уделяется практике. Выпускники отдельных парикмахерских институтов, университетов и академий чаще являются «профес-сорами околоведческих наук», чем мастерами, которые действительно умеют стричь, красить, завивать и укладывать. Хотя и с теоретическими знаниями выпускников кар-тина тоже, нередко, просто ужасная. Дело в том, что почти все учебники по парикмахерскому мастерству вроде бы как и изданы в 2000-ых годах... Но многие их авторы «нестесняются» переписывать целые разделы из учебников 70-х годов прошлого века (авторы Константинов, Батур-чик, Корнеев и др.). В результате ученики очень часто по-лучают знания 30-летней давности. Нельзя обойти стороной и практическое обучение на куклах-болванках. Этот метод получил широкое распространение после того, как на постсоветском пространстве по-явилась американская система Pivot Point. В России эта методика используется уже почти в 20 центрах. Но те, кто стремится работать в престижных салонах высокого профессионального уровня и обслуживать влиятельных клиентов, предпочитают все же учиться мастерству в школах Долорес, Барановой, Винокурова, Тришкина и других... На манекенах можно и нужно отрабатывать отдельные технические навыки, но как удовлетворить пожелания состоятельных людей, могут научить только те преподаватели, которые сами непосредственно этих людей в своих салонах и обслуживают. На постсоветском пространстве сложилась парадоксальная ситуация — очень многие салоны премиумкласса недоукомплектованы мастерами. Может потому, что в академиях готовят кукловедов, а не парикмахеров?

Отбросив шутки в сторону, следует признать, что сегодняшнему абитуриенту и его родителям очень сложно разобраться в выборе учебного заведения для получения начального парикмахерского образования. Я бы посоветовал им интересоваться в салонах и парикмахерских, чьи выпускники у них пользуются повы-шенным спросом. О репутации заведения нужно судить не по звучной рекламе, яркой вывеске, придуманных специальностях или дешевизне-дороговизне курса. О ней нужно судить по количеству реально работающих выпускников, потому что по неофициальным данным менее 20% дипломированных парикмахеров трудоустраиваются хоть в какие-либо парикмахерские, я уже не говорю салоны... Остальные в лучшем случае стригут на дому «за копейки» друзей, родственников, соседей... А большая часть не работает вообще, глубоко запрятав свой диплом с трезубом и голограммой, разуверившись в себе и разочаровавшись в выборе, вроде как и очень красивой, профессии. У меня сам собой возникает вопрос: «Это сколько же тысяч талантливых юношей и девушек поверили университетам, институтам, академиям и колледжам, а в результате остались ни с чем? Сколь-ко достойных молодых украинцев, которые могли бы в будущем составить гордость и цвет нашей профессии, остались обманутыми, униженными и психологически раздавленными? Их просто «кинули». Это выглядит как «лохотрон» национального масштаба, когда юный граж-данин страны получает «правильный» диплом с «пра-вильной» специальностью, дающий ему по сути только право на то, чтобы совершить суицид над своей краси-вой мечтой и своей счастливой судьбой. Я предлагаю считать это преступлением против подрас-тающих поколений, потому что оправиться от душевной травмы, поверить в себя, найти в себе мужество и снова пойти переучиваться дано не всем...

<< Назад