EN
RU


Профессор имиджа


Средний балл аттестата «3,5» закрывал двери во все вузы, готовившие дизайнеров одежды, поэтому Вячеслав Дюденко решил проявить себя в парикмахерском искусстве


большой
человек

ВЯЧЕСЛАВ ДЮДЕНКО


Учредитель линии салонов D2 и школы профессионального мастерства парикмахеров «Дюденко Киев»


Родился в 1961 году в Киеве.

1978 г. - ученик парикмахера.

1992-1998 гг. - соучредитель первого частного авторского салона «Дюденко Киев».

В 1998 г. основал школу профессионального мастерства парикмахеров «Дюденко Киев».

В 2001 г. открыл первый салон линии D2.

В 2004 г. открыл еще два салона D2.

2008 г. - выпустил книгу «Высокая миссия. Профессия избранных». Получил звание профессора по научно-прикладному направлению «Культура и искусство в области высоких технологий моделирования имидж-дизайна».

Женат, воспитывает сына.

НЕСМОТРЯ НА УГРОЗУ ВПАСТЬ В НЕМИЛОСТЬ КГБ, Я РИСКНУЛ ОТПРАВИТЬ СВОИ РАБОТЫ В ПАРИЖ И СТАЛ ПЕРВЫМ ПАРИКМАХЕРОМ ИЗ СССР, МОДЕЛИ ПРИЧЕСОК КОТОРОГО ОПУБЛИКОВАЛИ в ЖУРНАЛЕ LA COIFFURE DE PARIS

рецепт успеха

01 конкуренция
  Конкуренция не страшна, если предоставлять высококачественные услуги по доступной цене
02 дальновидность
  Отказаться от выгодной работы ради более перспективной — разумно и дальновидно
03 профессионализм
  Услуги профессионалов будут востребованы даже без скидок

Вячеслав Дюденко

В советское время нам пытались навязать мысль, что талант должен быть беден, неряшлив и слегка не от мира сего. Это делалось для того, чтобы не платить ученым и изобретателям достойное вознаграждение за их труд. Да, талантливые люди во всем мире работают за идею, но при этом их труд еще и хорошо оплачивается.

Каждые полгода мы меняем визуальные элементы оформления салонов - как фасадов, так и интерьера, в то время как у конкурентов портреты на стенах не обновляются по пять лет.

Заработок специалиста должен зависеть от количества клиентов и уровня его мастерства. У каждого свои расценки (у нас в салонах парикмахеры делятся на несколько категорий: просто мастер, топ-мастер, топ-стилист и фешн-директор). Только в советское время был один прейскурант на всех.

Самую большую проблему я вижу в том, что люди пытаются достичь успешности за счет академического образования. Думают, что дипломы обеспечат им счастье в жизни. А на вершину взбираются двоечники. Поскольку они постоянно борются со средой и побеждают ее.

У меня семейный бизнес, но за счет разделения областей ответственности удается избегать конфликтов. Жена Ирина больше задействована в организации работы салонов, шоу-программ, я же занимаюсь стратегией и курирую учебное направление.

Есть мастера, которые нарабатывают базу клиентов, а потом увольняются и стригут на дому по дешевке. Мы такое уже проходили. Уважающий себя человек, привыкший к определенному уровню обслуживания, не согласится на некомфортные условия, чтобы сэкономить пару десятков гривен. Однажды прикоснешься к чему-то хорошему, в дальнейшем уже сложно себе в этом отказать.

Мы никогда не поднимали сразу все расценки. Дорожает один вид услуг, через некоторое время - другой. К тому же у нас единая цена на услуги и для мужчин, и для женщин. Почему мужчины должны платить меньше, если они зарабатывают больше?

Прочитав в старших классах «Начальный курс научного коммунизма», я понял, что коммунизм, который я видел на улицах, отличался от провозглашенных деклараций. Стал вопрос: либо я делаю себя таким, каким меня хочет видеть общество, либо остаюсь самим собой. Понял, если стану правильным, буду облапошенным.

ВЕСНОЙ 1991 г. я ПРОВЕЛ ТРИ МАСТЕР-КЛАССА И ТРИ ШОУ-ПРОГРАММЫ ДЛЯ АМЕРИКАНСКИХ ПАРИКМАХЕРОВ, ГОНОРАРА ЗА КОТОРЫЕ ХВАТИЛО НА ПОКУПКУ КВАРТИРЫ

Манера отличаться.

Чем ваш салон отличался от остальных?

В. Дюденко: Мы делали действительно модные стрижки, так как унаследовали все традиции лаборатории, где были самые прогрессивные технологии. Клиенты советовали нас знакомым, ведь оставались очень довольны — могли выйти от нас со стрижкой на французский или английский манер.

Цены тоже были европейскими?

В. Дюденко: Поначалу цены были довольно демократичными, ведь нужно было, чтобы о нас узнали. Впоследствии салон стал самым дорогим в Украине. Поскольку «Дюденко Киев» по уровню мастерства был действительно лучшим, в 1993 году нам предложила сотрудничество компания «Лонда». С ними мы опять возобновили практику проведения шоу и мастер-классов, начали создавать коллекции причесок, используя новейшие препараты нашего партнера. Сотрудничество продолжалось четыре года, и, думаю, именно благодаря нам «Лонда» вышла на первое место по объемам продаж в Украине. А потом в нашей стране свое представительство открыла «Велла», производящая более дорогие препараты, и поскольку «Лонда» была ее дочерним предприятием, нам предложили перезаключить контракт с материнской компанией. Соответственно и наши услуги выросли в цене.

Однако во второй половине 1990-х годов количество эксклюзивных салонов в Украине начало расти как на дрожжах. Когда в Киеве их было около 30, это было нормально, но когда их стало 130, я понял, что нужно что-то кардинально менять. Дело в том, что наших мастеров часто переманивали другие элитные салоны, предлагая им огромные зарплаты. Работать только на зарплатный фонд не имело смысла, поэтому в 1998 году мы закрыли свой салон, и фирма преобразовалась в школу парикмахерского мастерства. Наши мастера могли и дальше обслуживать своих клиентов на территории школы, но основной упор делался на их преподавательскую деятельность.

В Киеве существовали подобные школы?

В. Дюденко: Школы были, но их наличие меня абсолютно не смущало. Многие из них унаследовали стереотипы и методики советских времен, а у нас преподавание основывалось на заграничном опыте — я лично посещал академии в Лондоне, Франции, Германии, Испании. Некоторые зарубежные школы даже предлагали нам работать под их брендом по франчайзингу. Но я отказывался, ведь платить за вывеску, которую в Украине никто не знает, было пустой тратой денег. Потом подумали, что отпускать талантливых учеников в другие салоны после окончания курса обучения глупо, и решили самых лучших оставлять работать у себя. Таким образом, в 2001 году мы открыли первый салон модных причесок D2, который был рассчитан на средний класс. Название D2 означает «доступно» и «достойно». Стрижка с укладкой на первых порах стоила около 60 грн, со временем цена увеличивалась и сегодня составляет 150 грн.

Атака снобов 

Обладая таким известным именем, почему ориентировались именно на средний класс?

В. Дюденко: Потому что я не сноб, и мне незачем кому-то пускать пыль в глаза. Многие руководители дорогих элитных салонов ничего не смыслят в парикмахерском искусстве и просто играют в бизнес. У Кати есть салон, поэтому Маша открывает салон дороже, чем у Кати. Я в профессии 30 лет и в этих играх участвовать не намерен, поэтому и выбрал стратегию, благодаря которой мои салоны смогут процветать, а не закроются через два-три года, не выдержав гонки «вздувания» цен.

Кризис отразился на вашем бизнесе?

В. Дюденко: Наблюдается некоторый спад посетителей наших салонов, однако это можно связать с сезонностью — в ноябре, январе и феврале клиентов всегда меньше, чем обычно. В любом случае, мы решили не поднимать цены на обслуживание до конца зимы. Что будет весной, покажет время. Кроме того, в наших планах было открытие дорогого салона в Киеве, однако в связи с кризисом разработку проекта решили пока не форсировать.

Профессор имиджа

Один из самых известных парикмахеров страны Вячеслав Дюденко уже много лет является законодателем моды в создании причесок. Его услугами пользуются звезды шоу-бизнеса (например, в разное время, София Ротару, Таисия Повалий, Евгения Власова), политики, состоятельные бизнесмены. Большинство именитых дизайнеров одежды Украинской недели моды со дня основания проекта в 1997 году приглашают Вячеслава дополнить созданные ими образы. Это Лилия Пустовит, Диана Дорожкина, Ирина Каравай, Александр Гапчук, Оксана Караванская, Наталья Глазкова и другие. А ведь в школьные годы Дюденко сам мечтал создавать модную одежду. Наверное, так и случилось бы, но плохие оценки в аттестате помешали ему поступить в вуз на дизайнера. «В старших классах меня сильно угнетало лицемерие советской системы образования, поэтому я не часто посещал уроки», — вспоминает Вячеслав.

В прошлом году Дюденко отметил 30-летие своей парикмахерской деятельности. За эти годы он не только прославился, но и открыл линию салонов модных причесок D2, а также школу профессионального мастерства парикмахеров своего имени.

Киевский парикмахер

В школе Вячеслав часто вызывал недоумение окружающих неординарной манерой одеваться. Освоив азы управления бабушкиной швейной машинкой, он шил себе рубашки, брюки, используя нестандартные для советского времени ткани.

В. Дюденко: У меня была предрасположенность к конструированию одежды, но чтобы стать профессиональным модельером, необходимо было получить высшее образование по этому направлению. Я понимал, что со средним баллом аттестата «3,5» мои шансы поступить в институт равны нулю. Помимо дизайна мне было интересно и парикмахерское искусство. В 14 лет я впервые попал в хороший салон к профессиональному мастеру, работа которого произвела на меня неизгладимое впечатление. Уже тогда я понял, что это такое же творчество, как и создание одежды. Но поскольку в парикмахерский техникум я не прошел по конкурсу, решил податься в ученики к парикмахеру.

Как добились разрешения учиться?

В. Дюденко: Обратился в Министерство бытового обслуживания населения УССР, чтобы мне дали возможность получить образование. Министр Лев Константинович Шпаковский, увидев, что я настырный и наглый, направил меня учиться на производство. Так, в 1978 году Киевское объединение парикмахерского хозяйства определило меня учеником к одному из мастеров в парикмахерскую при бане. Естественно, поначалу приходилось подметать волосы, мыть разные емкости. Но я искал возможности посмотреть, как работают мастера в салонах. Сначала просто наблюдал за профессионалами салона «Київський перукар», потом мне разрешили у них учиться, а через несколько месяцев пригласили на стажировку, после чего предложили работать подменным мастером. Со временем я трудился уже наравне с остальными, кроме того, не упускал возможности участвовать в различных конкурсах.

В 1980 году Вячеслав впервые выиграл чемпионат Украины по парикмахерскому мастерству, в 1982-м
опять занял первое место, после чего его пригласили на должность ведущего парикмахера-модельера в Республиканскую лабораторию художественного моделирования, где он и проработал 10 лет.

В лаборатории предложили большую зарплату?

В. Дюденко: Нет, наоборот, я работал практически на альтруистических началах. В салоне зарабатывал больше министра бытового обслуживания населения, а в лаборатории каких-то 145 руб. в месяц. Чтобы содержать себя и мать — инвалида труда II группы, естественно, начал искать возможности подзаработать. В лабораторию приходили клиенты, наслышанные о моем мастерстве и желающие придать необычный вид своей шевелюре. Таким образом, я все равно зарабатывал больше, чем любой советский инженер.

Наступательное движение

Почему отказались от стабильных заработков мастера салона?

В. Дюденко: Работа в лаборатории открывала передо мной огромные возможности. На протяжении 10 лет я разрабатывал новейшие методы стрижек, покрасок, химзавивок, накруток, участвовал в ежегодном издании сборников причесок, распространявшихся по всем парикмахерским Украины, вел мастер-классы и семинары в регионах. Кроме того, как сотрудник лаборатории я имел доступ к закрытой информации—зарубежным модным журналам, которые выписывались Министерством бытового обслуживания населения. В те годы КГБ тщательно следил, чтобы зарубежная идеология не проникала в сознание советских граждан. Со временем фотографии с созданными мною прическами я отправлял не только в отечественные журналы, но и в издания Чехии, ГДР. Однажды рискнул послать свои работы даже в Париж и никак не рассчитывал на успех. Но в 1987 году во французском профессиональном журнале La Coiffure de Paris было опубликовано 14 моих лучших моделей причесок под заголовком «Русские наступают». Честно говоря, не верилось, что КГБ пропустит почту с фотографиями. Я был первым парикмахером из Советского Союза, работы которого опубликовали в этом журнале. Однако после этого даже в Украине меня часто не допускали к участию в конкурсах. Но я не отчаивался и продолжал посылать свои работы в зарубежные издания.

Вам платили за публикации в зарубежных журналах?

В. Дюденко: Нет, гонорары платились только за выступления, к примеру в шоу-программах. Весной 1991 года, накануне развала Союза, организаторы International Beauty Show пригласили меня стать участником их мероприятия в Нью-Йорке. Я провел три мастер-класса и три шоу-программы для американских парикмахеров, гонорара за которые хватило на покупку квартиры в Киеве. До этого нам с супругой приходилось снимать жилье или тесниться у родителей.

Как американцы на вас вышли?

В. Дюденко: В свое время английские парикмахеры в рамках Дней Великобритании в Украине показывали три шоу-программы и привезли с собой американскую съемочную группу. Я тоже участвовал в шоу, поэтому организаторы IBS имели возможность увидеть мое творчество. Кроме того, они были знакомы с публикациями моих работ в зарубежной прессе, а поскольку другие парикмахеры за пределами страны ничего не публиковали, то выступать за Советский Союз пригласили именно меня.

Вернувшись из США, я задумался о создании собственного салона. Было очевидно, что если Союз распадется, страна пойдет по пути капитализма, структуры, подобные нашей лаборатории, расформируют. Поскольку у государственных парикмахерских не было будущего, мы решили организовать свое дело и на базе лаборатории в 1992 году открыли первый авторский салон причесок «Дюденко Киев». Его учредителями стали государство в лице лаборатории, заведующая, фотограф, с которым мы сотрудничали, и я. Помещение и оборудование были предоставлены лабораторией. Со временем я постепенно выкупил доли всех участников: сначала государственную часть, потом из дела вышел фотограф, не видящий перспектив в данном бизнесе. Заведующая, не желавшая прилагать усилия к развитию организации, тоже продала мне свою долю. Теперь фирма «Дюденко Киев» принадлежит моей семье, а все салоны — самостоятельные предприятия, каждым из которых управляет наемный директор, а я являюсь учредителем.

Чем же политика D2 отличается от других салонов?

В. Дюденко: К примеру, мы не предоставляем никаких скидок. Многие дорогие салоны практикуют систему скидок для удержания клиентов, но я считаю, что подобная схема — самообман. Салоны изначально называют немыслимые цены, а потом за счет каких-то программ лояльности пытаются удержать клиентов. Мы же сделали услуги доступными. Если мастер — профессионал, скидки не нужны, чтобы к нам выстраивались очереди.

Желая отличаться от конкурентов, в прошлом году мы заключили контракт с украинским представительством «Лореаль» на продвижение бренда Matrix. С «Веллой» мы сотрудничали 11 лет, но политика компании в последние годы нас не очень радовала — она пытается объять необъятное и сотрудничать со всеми ведущими парикмахерами Украины. Когда же в конце 1996 года мы подписывали контракт, отношение было более индивидуальным. «Лореаль» предложила нам эксклюзивное творческое сотрудничество, поэтому мы и согласились сменить партнера.