EN
RU


НУЖНО ЛИ ЖАЛЕТЬ ОБ УШЕДШИХ МАСТЕРАХ?

Вячеслав Дюденко

Из года в год, за все время существования парикмахерского частного бизнеса в нашей стране, я слышу одни и те же «поминальные причитания» от разных владельцев салонов. Суть этого «глобального явления» приблизительно такова: «Хороших мастеров рано или поздно поражает вирус «звездной болезни», они уходят из салонов и забирают клиентов. Работать некому, брать других хороших парикмахеров неоткуда. Как навечно приклеить персонал к предприятию? Если «мы» для «них» создаем буквально все, иногда доходя до крайней грани своего личного самоунижения… А они все равно уходят?»

В прошлом номере нашего журнала мы обсуждали проблему, с которой сталкиваются руководители многих салонов – уход мастеров. Сегодня размышлениями на эту тему делится Вячеслав Дюденко, который не нуждается в представлении.

КТО ЕСТЬ КТО?

О чем это сигнализирует? А о том, что пока реальная власть в салонном бизнесе принадлежит не работодателям… И сколько бы сегодня ни открывалось предприятий индустрии красоты – они так же будут и продолжать закрываться. Но… Ведь есть же салоны которые работают в Украине долгие годы и даже десятилетия? Неужели же до сих пор их штат состоит из первоначально набранного персонала? Частично… - возможно. Но в целом – конечно же нет…

Мои салоны не исключение. Их «костяк» составляют парикмахеры , которые работают со мной 8-11 лет, некоторые даже больше 20… Они, в предоставленных им условиях нашей философии и идеологии, выросли в настоящих звезд и легенд своих коллективов. А многие своей преподавательской и творческой деятельностью известны во всей Украине и далеко за ее пределами. Другую же часть персонала салонов составляют талантливые современные молодые люди с небольшим (от полугода до семи лет) стажем работы. Те, кто готов вместе с нами расти, развиваться и личностно, и материально. Те же, кто через несколько лет после начала своей трудовой деятельности считают, что уже достигли рубежа своей трудовой и статусной «пенсии», уходят… Или мы их «уходим» … Они решают, что им нет смысла уже «напрягаться» или мы решаем, что нам нет смысла их «напрягать». Скороспелые «пенсионеры-акселераты» нам не нужны, поэтому салоны состоят из мастеров, которые символизируют здоровый обоюдополезный сплав опыта и молодости. А как же происходит обряд ухода тех, кто покидает салоны?

ПРОЩАЙ… И НИЧЕГО НЕ ОБЕЩАЙ

Когда тот или иной член коллектива на подсознательном уровне уже готов уйти, а прагматичное сознание гложет сомнениями, он начинает придирчиво выискивать минусы в работе салона, искусственно сочинять и нагнетать конфликтные ситуации. Для чего? Для того чтобы найти как можно больше аргументов и поводов в пользу своего ухода. О Боже, и как же они все похожи накануне принятия окончательного решения…

В момент прощания многие мастера гордо и торжественно декларируют, что уходят, чтобы реализоваться творчески, больше уделять внимания своему профессиональному росту. По факту же, из всех ушедших так никто ничего творческого не достигает. В новых условиях работы, когда им никому ничего, как в бывшем салоне, не нужно доказывать, все постепенно расслабляются. На смену высоким амбициям в мастерах снова начинает проявляться их невысокое социальное происхождение или былой провинциальный менталитет. Победившая эти «уникальные творческие дарования» их родная внутренняя сущность руководствуется сугубо меркантильными мещанскими категориями и, отнюдь, не высокими идеалами. Поэтому ни о каком развитии, а тем более профессиональном, не может быть и речи…

Нередко бывшие сотрудники переходят на другую сторону улицы, делая вид, что меня не заметили. На всеукраинских выставках индустрии красоты они резко перебегают к стендам в других рядах. Но я даже обидеться не могу на то, что они не здороваются. Во-первых, потому что это снова их естественный уровень воспитания, а я на такой никогда не обижался. А, во-вторых, я просто понимаю, что они избегают встречи со мной, потому что им просто нечем похвастаться: когда они работали в салоне у тебя, они были звездами, а уйдя, стали среднестатистическими банальными специалистами. Чем они могут меня удивить? Размерами своего холодильника? Или своими, а не своих моделей, фотографиями «В контакте»? Чем?..

Почти все когда-то ушедшие мастера выглядят точно так же, как и в то время, когда с тобой прощались. То есть в своем «замороженном» имидже пяти-семи, а то и десятилетней давности. А некоторые выглядят значительно хуже, чем тогда, когда работали в твоем салоне. После встречи со многими своими бывшими сотрудниками ты, даже в самом страшном сне, не можешь себе представить, что сегодня они могут стать рядом в салоне с твоей нынешней современной командой.

БРАТЬ ИЛИ НЕ БРАТЬ?

Однако… Время от времени те или иные бывшие мастера просятся назад… Им почему-то кажется, что они вернутся в тот же салон и в тот же коллектив. Но мы-то за несколько лет прилично изменились!.. И какой смысл сегодня брать обратно парикмахеров, которые остались в твоем вчерашнем уровне развития? Нет, отдельных специалистов, в виде исключения, когда они действительно заботились о своем уровне высоких профессиональных кондиций, мы назад все же принимаем. Но это буквально единицы… Остальных же, которые деградировали профессионально и превратились в сугубо коммерческих бытовых мастеров-посредственностей, нам нет смысла реанимировать. Зачем на эти, «проспавшие летаргическим сном, клинически умершие», бывшие таланты?

По своему многолетнему опыту, могу уверенно утверждать, что бывшие мастера выполняют функцию «очищения крови» для тех салонов, которые хотят быть в постоянном активном тонусе. Уходя, они уносят с собой каноны обслуживания прошлых лет. Кроме того, они уводят точно таких же своих клиентов, которые зациклились на видении, чувстве моды, силуэтных формах и техниках прошлых лет. Их место занимает новое поколение стильных и свежих, по своему мировоззрению, клиентов. Так хорошие, долго живущие салоны не «зашлаковываются»…

Это нормальный процесс естественного отбора, когда салоны с мощным потенциалом становятся только еще лучше и современнее, прощаясь с парикмахерами, которые свой потенциал уже исчерпали. А еще это способствует обновлению и очищению всей нашей национальной индустрии красоты, когда закрываются салоны безвольных, малограмотных, ленивых и не мотивированных на ежедневную кропотливую созидательную работу владельцев. Имеются в виду те аматоры, которые открывают салоны только лишь для того, чтобы гордо «выпендриться» перед знакомыми своей причастностью к такому красивому бизнесу. А заниматься по-настоящему этим бизнесом мало кто их них собирается. Поэтому, когда салоны таких «владельцев» покидает стартовый состав коллектива, этим «инсценировщикам крутой руководящей занятости» нет резона особо напрягаться над поддержанием боеспособности своего штата… Почему? Да потому, что, по большому счету, их основной и главной целью всегда является только лишь торжественное открытие… А вот колоссальный объем будничных забот и проблем, которые влечет за собой запуск салоны красоты, в их планах никогда и не предполагается. Поэтому, когда дорогая, красивая и престижная «игрушка» оказывается не «скатертью-самобранкой», то из самого желанного предмета вожделения до открытия она превращается в самый тягостный и ненавистный предмет после… А весь персонал – это «уроды, которые все испортили»… Знакомая «песня», не правда ли?

Как удержать работников парикмахерского салона

«БРАЧНЫЙ» КОНТРАКТ

А что же делать тем, кто решил не только красиво «похоронить» деньги, открывая салон красоты?.. Тем, кто готов, несмотря на специфику нашего «дикого» рынка, все же и красиво зарабатывать?

советы по развитию салона красоты

Некоторые владельцы салонов считают, что оформив юридически грамотно контракт  с мастером, они обеспечат себе стабильность и успех. Но это мнение достаточно спорное. Я когда-то об это думал как о панацее в решении вопроса текучести кадров. Но потом отказался от этой идеи. Почему? Потому что на одного мастера контракт действует как обязательный срок сотрудничества с салоном (как и предполагалось), а на другого – как приговор, мешающий его «будущему счастью и процветанию». Если сотрудник решил уйти их салона, а до конца срока действия контракта остаются еще долгие месяцы или даже годы, то, зачастую, до официального разрыва отношений он может нанести салону гораздо больше вреда, чем пользы. Ощущая свою зависимость от кабального, как ему кажется, контракта, он будет искусственно нагнетать в коллективе атмосферу недовольства, разводить интриги и сплетни. Эта «бацилла» может поразить «инфекцией надуманных сомнений» даже самую здоровую и, до этого периода, самую надежную и преданную часть коллектива. Зачем нужно удерживать контрактом «раковую опухоль»? Чтобы она пустила метастазы?.. Конечно же, нет… Здоровому предприятию, рассчитывающему на долгую жизнь, нужно как можно быстрее самому избавляться от сотрудника, отношения с которым исчерпаны. Был период плодотворного совместного сотрудничества? Вот и хорошо… Нужно поблагодарить друг друга и цивилизованно разойтись. Если вы хотите видеть будущее своего салона, нужно научиться прощаться с прошлым спокойно и красиво. В будущем в вашем салоне должны работать только те мастера, которые свое личное будущее не представляют без вашего салона. Это должно быть добровольно и естественно… Они должны переживать за то, что могут в будущем не соответствовать уровню требований вашего салона. Вот вам и весь «контракт». А те салоны, которые судорожно цепляются за свое прошлое, не имеют шанса на будущее.

РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ

брачный контракт для работников салона красоты

Для того, чтобы быть уверенным в дальнейшем процветании салона, нужно всегда на один шаг опережать обстоятельства. Всегда нужно исходить из того, что любой член коллектива может вас покинуть или вы можете с ним расстаться. Встречать новое время нужно постоянно обновляясь. При этом, конечно, многие заметят: «Ну, ему легко говорить… у Дюденко ведь своя школа парикмахеров?..» Да, безусловно. Намного легче… Но… даже если у вас нет ни планов, ни желания, ни возможностей открыть свою школу, если уровень воспитания, культуры и интеллекта ныне работающих в нашей профессии мастеров оставляет желать лучшего, если вас не утраивают полуграмотные, ничего не умеющие выпускники сомнительных учебных заведений, у вас все равно есть возможность сформировать себе кадры под заказ. Каким образом? А очень просто… Помимо десятков и сотен псевдопрофессиональных курсов, училищ, академий, университетов и прочих, в нашей стране все же есть учебные заведения с отличной репутацией. Вы можете сами, из числа своих знакомых, подобрать адекватного вашему мировоззрению молодого парня или девушку, оплатить ему/ей обучение в достойной школе и, вот здесь уже, составить контракт, по которому он/она постепенно отработают свое обучение и останутся на какой-то срок частью вашего коллектива. При нынешней поголовной безработице молодых людей с высшим образование, по-моему, для них, а в первую очередь для вас, - это реальный выход.

Итак, если вы станете инициатором формирования будущего состава вашего салона, то не будете зависеть от неожиданных сюрпризов со стороны персонала, и жалеть об уходе будете не вы, а тот, кто ушел, или тот, кого вы попросили уйти. А инвестиции, которые дальновидные владельцы салона вложат в начальное обучение на парикмахера более интеллектуально развитых молодых людей, может уже в ближайшем будущем кардинально изменить качество обслуживания в салонах и лицо нашей профессии в целом. Уже давно пришло время, чтобы работодатели сами решили, кто, где и как будет учиться на парикмахера, и кто, где и когда будет работать или не работать в наших салонах.

<< Назад